ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
 «ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ» 

г. Москва, 2025 год


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ 
Программа «Основы психиатрии» разработана в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности регистрационный номер лицензии: Nº Л035-01298-77/01249962 от 14 июня 2024 
г. на основе профессиональной части федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению 37.03.01 «Психология». 
Настоящая дополнительная программа повышения квалификации «Основы психиатрии» устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения слушателей и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. 
Курс предназначен для лиц с высшим образованием, переподготовкой в области психологии, желающих получить дополнительную подготовку по основам психиатрии; повысить профессиональную компетентность в области психиатрии, отдельных ее разделов, определяющих понятия «психическое здоровье», «норма», овладеть инструментами диагностики и взаимодействия со специалистами-смежниками, а именно, психиатрами, психотерапевтами при необходимости совместного сотрудничества с ними в процессе выполнения профессиональной деятельности психолога. 
Программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных актов: 
● Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 
● Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 29 июля 2020 г. № 841 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология» 
● Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержден приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 6 апреля 2021 года № 245; 
● Правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утверждены постановлением Правительства РФ от 11 октября 2023 г. № 1678; 
● Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 885/390 «О практической подготовке обучающихся»; 
● Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; 

● Приказ Минобрнауки России от 15.11.2022 №1167 «Об утверждении Федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным программам»; 
● Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 18 ноября 2013 г. № 682н «Об утверждении профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере». 
Программа повышения квалификации реализуется с применением дистанционных образовательных технологий. 
Образовательная деятельность по программе осуществляется на государственном языке РФ. 
Трудоемкость дисциплины в зачетных единицах характеризует ее объем как части образовательной программы. Величина зачетной единицы определяется нормативными документами образовательной организации. 
Качество обучения по дисциплине определяется в рамках внутренней системы оценки, а также внешней системы оценки, в которой образовательная организация принимает участие на добровольной основе в рамках профессионально-общественной аккредитации. 
К оценке качества обучения могут привлекаться работодатели и их объединения с целью повышения квалификации специалистов в соответствии с профессиональными стандартами и требованиями рынка труда к специалистам данного профиля. 
В целях совершенствования образования к оценке качества также могут привлекаться слушатели, которым предоставляется возможность выразить свое мнение относительно условий, содержания и качества учебного процесса. 
Актуальность данной программы обусловлена ростом распространенности психических расстройств в обществе делает обязательным для психолога умение распознавать их симптомы для своевременного направления к врачу. Четкое разграничение компетенций психолога и психиатра является ключевым этическим принципом и залогом безопасности клиента. Знание психиатрии позволяет психологу эффективно работать в междисциплинарной команде вместе с психиатрами, неврологами и психотерапевтами. Понимание клинической картины расстройств необходимо для выстраивания адекватной и реалистичной стратегии психологической помощи. Психолог часто становится первым специалистом, к которому обращается человек с начинающимся психическим расстройством, что возлагает на него высокую ответственность. Работа с пограничными состояниями, находящимися на стыке психологии и психиатрии, требует особых знаний для дифференциальной диагностики. 
Актуальность курса обусловлена необходимостью оценки рисков, таких как суицидальное или агрессивное поведение, и грамотных действий в этих ситуациях. Современная психотерапия (например, когнитивно-поведенческая терапия, диалектическо-поведенческая терапия, гештальт-подход) при работе с расстройствами личности и аффективными расстройствами требует интеграции с психиатрическим подходом. Знание основ психофармакотерапии помогает психологу понимать состояние клиента, его возможности и ограничения в контексте медикаментозного лечения. 
Компетентность в области психиатрии повышает профессиональную уверенность психолога и способствует формированию системного взгляда на психическое здоровье. 
2. Планируемые результаты обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации 
Цель учебной программы: изучение особенностей клинических проявлений, дифференциальной диагностики и терапии невротических и психотических расстройств. 
В процессе лекционных, практических занятий предполагается решить следующие задачи: 
– изучить общие психопатологические явления в когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сферах; 
– сформировать представление об основных психопатологических синдромах, их этиологии и патогенезе; 
– ознакомится с новейшими представлениями об этиологии ряда известных клинических расстройств; 
изучить базовые рубрики МКБ-10 и DSM-5 как основных классификационных систем. 
Решение поставленных задач будет осуществляться посредством следующих методов и технологий: построение развивающего образовательного пространства (специализированные образовательные платформы), инновационные формы и методы (видеолекции, электронная библиотека), метод процессуально-ориентированной деятельности, метод проблемного обучения, информационного поиска и аналитического отчета. 
Задачи профессиональной деятельности слушателя 
В рамках освоения образовательной программы обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: консультативная деятельность. 
3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения программы 
В результате освоения профессиональной программы повышения квалификации «Основы психиатрии» у слушателя должны быть сформированы следующие универсальные компетенции: 
Процесс изучения программы направлен на формирование следующих общепрофессиональных компетенций: 
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) 
Трудовые действия: 
Разработка совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия. 
Консультирование специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам. 
Выделение и оценка психологических рисков, факторов социальной и психологической напряженности. 
Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников. 
Групповое и индивидуальное консультирование клиентов. 
Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов. 
Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов. 
Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки. 
Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов. 
Разработка совместно с другими специалистами и клиентами «дорожных карт» с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде. 
Учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи. 
В результате освоения учебной дисциплины «Основы психиатрии» слушатель должен: 
знать: 
● определение психиатрии как клинической дисциплины, ее цель и задачи на современном этапе развития науки и практики; 
● понятийный и категориальный аппарат психиатрии; 
● связи психиатрии со смежными областями знаний; 
● признаки психических расстройств и возможные направления людям профессиональной помощи. 

уметь: 
● систематизировать, идентифицировать и классифицировать психопатологическую информацию; 
● анализировать и интерпретировать проявления психических расстройств у пациентов; 
● выбирать необходимые методы исследования для диагностики заболеваний; 
● давать системный профессиональный анализ причинам, симптоматике и течению психических болезней; 
● уважительно и бережно относиться к больным независимо от содержания их психопатологических переживаний. 

владеть: 
● навыками работы с учебной и научной литературой в данной области знаний; 
● методикой поиска информации по конкретным вопросам психодиагностики, психокоррекции, психотерапии и психопрофилактики психических нарушений у людей разного возраста. 

Требования к уровню подготовки поступающих на обучение 
К освоению дополнительной профессиональной программы повышения квалификации допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. 
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 
Форма обучения – с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 
При освоении Программы используется полностью дистанционное обучение при помощи автоматизированной платформы «Геткурс» https://getcourse.ru/, обеспечивающей передачу и обработку информации при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 
При реализации образовательного процесса используются следующие виды учебной деятельности обучающихся: теоретическая подготовка в ходе изучения видео-лекций, самостоятельная работа обучающихся, итоговая аттестация. 
Трудоемкость обучения: 
Срок обучения – 12 недель, объем программы – 120 часов. 
Выдаваемый документ: удостоверение о повышении квалификации установленного образца. 
4.1. Учебно-тематический план 
4.2 Календарный учебный график (примерный) 
4.3 Рабочие программы разделов, дисциплин (модулей) 
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 
Оценка качества освоения дополнительной профессиональной программы слушателей включает промежуточный контроль успеваемости и итоговую аттестацию. 
Промежуточный контроль: проверка самостоятельной работы обучающихся, по системе зачтено/не зачтено. 
Отметка «зачтено» выставляется слушателю, усвоившему материал, который выполняет домашнее задание, правильно применяет теоретические положения при выполнении домашнего задания. 
Отметка «не зачтено» выставляется слушателю, который с затруднениями выполняет домашние задания. Задание направляется на доработку. 
Итоговый контроль: по завершению обучения проводится зачет в письменной форме. Сдается на платформе каждым слушателем в индивидуальном порядке. 
Шкала оценок: зачет/ незачет 
К итоговой аттестации допускаются слушатели, прошедшие полный курс теоретического обучения и верно выполнившие все домашние задания. 
Примерные вопросы к зачету (итоговой аттестации) 
1.Предмет и задачи психиатрии. 
2.Психиатрия в системе междисциплинарных связей. 
3.Основные концепции этиологии психических расстройств. 
4.Понятие об эпидемиологии психических расстройств. 
5.Соотношение симптома, синдрома и болезни. 
6.Расстройства ощущений. 
7.Иллюзии. Виды иллюзий. 
8.Галлюцинации. Виды галлюцинаций. 
9.Психосенсорные расстройства. 
10.Расстройства мыслительной деятельности по темпу. Нарушения логического строя мышления. 
11.Содержательные нарушения мышления. 
12. Бред. Формы бреда. Динамика бреда. 
13. Сверхценные образования. 
14. Навязчивые и импульсивные явления. 
15. Амнестические расстройства памяти. 
16. Парамнестические расстройства памяти. 
17. Основные симптомы расстройства эмоциональной сферы. 
18. Психопатология внимания. 
19. Психопатология воли. 
20. Неврозоподобные нарушения. 
21. Синдромы расстройства сознания. 
22. Бредовые синдромы. 
23. Синдромы двигательно-волевых нарушений. 
24. Синдромы интеллектуально-мнестических расстройств. 
25. Классификация психических расстройств. МКБ – 10, DSM -4. 
26. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением опиоидов. 
27. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением каннабиноидов. 
28. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением снотворных и седативных препаратов. 
29. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением кокаина. 
30. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением других стимуляторов, включая кофеин. 
31. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением галлюциногенов. 
32. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением летучих растворителей. 
33. Шизофрения. Формы шизофрении. 
34. Маниакальный эпизод. 
35. Биполярное аффективное расстройство. 
36. Депрессивный эпизод. 
37. Понятие психопатии. 
38. Основные классификации психопатий. 
39. Классификация Ганнушкина. 
40. Конституциональные психопатии. 
41. Органические психопатии. 
42. Краевые психопатии. 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 
6.1. Литература 
Основная литература 
1. Алёхин, А. Н. Распознавание психических расстройств в психологической практике : учебник для вузов / А. Н. Алёхин, М. В. Пеккер. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 187 с. 
2. Демьянов, Ю. Г. Основы психиатрии : учебник для вузов / Ю. Г. Демьянов. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 308 с. 
3. Дмитриева, Т. Б. Этнокультуральная психиатрия : учебник для вузов / Т. Б. Дмитриева, Б. С. Положий. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 424 с. 
4. Ковалев, Ю. В. Психиатрия : учебник для вузов / Ю. В. Ковалев, А. Р. Поздеев. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 251 с. 
5. Панкова, О. Ф. Психиатрия. Современные психотропные средства : учебное пособие для вузов / О. Ф. Панкова, А. В. Алексеев, А. В. Абрамов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 110 с. 

Дополнительная литература 
1. Беккер, И.М. Школа молодого психиатра. Избранные главы общей психопатологии и частной психиатрии / И.М. Беккер. – М.: изд-во Бином-Пресс, 2014. – 424 с. 
2. Блейхер, В.М., Крук, И.В., Боков, С.Н. Клиническая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов. М.: изд-во Москва-Воронеж, НПО «МОДЕК», 2002. – 324 с. 
3. Войтенко, Р. М. Социальная психиатрия с основами медикосоциальной экспертизы и реабилитологии: Руководство для врачей и клинических психологов / Р.М. Войтенко. – СПб.: ИКФ «Фолиант», 2011. – с. 192 
4. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. – Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2000. – 216 с. 
5. Евсегнеев, Р.А. Психиатрия для всех / Р.А. Евсегнеев. – Мн.: Беларусь, 2006. – 352 с. 
6. Клиническая психиатрия. Избранные лекции: Учебное пособие / Под ред. Л.М. Барденштейна, Б.Н. Пивня, В.А. Молодецких. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 432 с. 
7. Профилактика наркотизма: теория и практика под. Ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. Научное издание. Монография, Самара, 2008. – 361 с. 
8. Рустанович, А.В., Шамрей В.К. Клиническая психиатрия в схемах, таблицах, рисунках. Издание 3-е дополненное и переработанное / А.В. Рустанович, В.К. Шамрей. – СПб.: «ЭЛБИ-СПб», 2006. – 275 с. 
6.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 
Самостоятельная работа слушателей – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося. 
Цели самостоятельной работы: 
● систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; 
● углубление и расширение теоретических знаний; 
● формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу; 
● развитие познавательных способностей, активности обучающихся, ответственности и организованности; 
● формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; 
● развитие исследовательских умений и академических навыков. 

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами слушателей в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики. 
Технология организации самостоятельной работы слушателей включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения. 
Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается: 
● цель и содержание задания; 
● сроки выполнения; 
● ориентировочный объем работы; 
● основные требования к результатам работы и критерии оценки; 
● возможные типичные ошибки при выполнении. 

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины. 
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может проходить в письменной, устной или смешанной форме. 
Обучающиеся должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы. 
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации. 
При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны: 
● просматривать основные определения и факты; 
● повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы; 
● изучить рекомендованную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов; 
● самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях; 
● использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств; 
● выполнять домашние задания по указанию преподавателя. 

Виды самостоятельной работы 
Работа с медиаматериалами 
Самостоятельная работа в современном учебном процессе подразумевает ознакомление слушателя с различными видео и аудиоматериалами на русском и иностранных языках. Можно обозначить следующие цели работы: 
● усилить запоминание теоретических положений через визуальное и слуховое восприятие; 
● ознакомиться с авторским изложением сложных моментов; 
● сформировать свою точку зрения с учетом представленных дискуссий; 
● разобрать примеры и практические кейсы; 
● выполнить задания и отвечать на поставленные вопросы. 

В смешанном обучении с применением ДОТ на образовательной платформе «Геткурс» https://getcourse.ru/могут быть использованы медиаматериалы к курсу. 
Самостоятельная проверка знаний (тестирование) 
До прохождения текущего и итогового контроля освоения дисциплины обучающиеся самостоятельно могут практиковаться, выполняя тестовые задания с автоматической проверкой результата, размещенные на платформе после каждого раздела 
● выбор одного правильного варианта ответа из нескольких; 
● выбор несколько правильных вариантов ответов из нескольких; 
● ввод ответа в виде текста; 
● ввод ответа в виде числа; 
● установление соответствия между элементами; 
● классификация элементов по группам; 
● выстраивание последовательности элементов. 

7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 
7.1. Особенности организации образовательного процесса: 
Программа реализуется полностью с применением дистанционных образовательных технологий с помощью онлайн-платформы «Геткурс» https://getcourse.ru/, обеспечивающей освоение обучающимися образовательной программы в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. На платформе размещены видео-уроки, презентации, дополнительные материалы, задания для самостоятельной работы. 
В процессе обучения слушатели должны освоить теоретический материал и выполнить домашние задания. Ответы отправляются на учебную платформу для проверки преподавателем в индивидуальном порядке. 
Для доступа к дистанционным технологиям слушатели обеспечиваются: 
а) интернет-адресом; 
б) логином и паролем входа в систему. 
В автоматическом режиме на платформе совершается накопление, сохранение информации об обучающихся и обеспечивается режим доступа к совокупности сведений о прохождении обучения. 
Встроена статистика по курсу: 
количество зарегистрированных пользователей на платформе; 
количество зачисленных на курс обучающихся; 
время обучения отдельных пользователей; 
результаты выполнения заданий как по каждому обучающемуся. 
Консультационная поддержка слушателей в ходе реализации образовательной программы осуществляется в дистанционном формате на платформе Геткурс. 
7.2. Кадровое обеспечение реализации программы 
Программа реализуется преподавательским составом ООО «Психологический центр Жуковой», а также лицами, привлекаемыми к реализации программы на условиях гражданско-правового договора. 
Педагогический состав, обеспечивающий обучение, должен соответствовать следующим минимальным требованиям: 
– высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и/или имеющие опыт педагогической деятельности. 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 
Для организации обучения слушателей на стороне преподавателя используется рабочее место, ориентированное на работу с дистанционными технологиями: 
Персональный компьютер или ноутбук с встроенным камерой, микрофоном и наушниками, MS Windows; Офисный пакет Office; Web-браузер. 
Рабочее место обучающегося должно быть оборудовано персональным компьютером с выходом в Интернет и компьютерной периферией: микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками.